ФАВОР. ПРАВОСЛАВНЫЙ ЖУРНАЛ

Мысли при чтении Писания

23.10.2001 Лествица блаженных заповедей

Когда я 16 лет назад впервые верующими глазами прочитал Евангелие, меня, конечно, поразили Заповеди блаженств. Тогда сразу я увидел в них лествицу духовного восхождения. Всегда с особой радостью слушаю на литургии пение этих заповедей. И вот теперь, читая Евангелия, я вернулся к тому своему первоначальному впечатлению. Я знаю различные толкования этих заповедей, все они по своему хороши и не противоречат ни друг другу, ни моему новоначальному восприятию, я предлагаю просто еще один аспект, еще один подход в познании Божественных истин, столь высоких и труднодостижимых для грешного человека.
"Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное" Слова "нищие духом" содержат в себе очень много оттенков. Прежде всего можно сделать ударение или на первом, или на втором слове. В первом случае, это означает, что речь идет о нищих в самом общем смысле - и материально, и физически, и душевно, и духовно И всем этим нищим Господь обещает блаженство, обещает Царство Небесное! Именно этот смысл проповеди Христа часто подвергался нападкам безбожников, видевших в ней обман (опиум для народа), отвлекавший людей от борьбы за свои права. Это не так, если иметь в виду, что для христиан Царство Небесное начинается именно на земле, что человеческая личность должна быть преображена уже на земле, на пути воцерковления жизни. Если же ударение делать на втором слове, то очевидным образом подчеркивается, что речь идет именно о людях, обостренно ощущающих прежде всего духовную нищету, то есть о людях, ищущих духовного пути. Но ни в коем случае нельзя отвергать и первый смысл. Именно нищие, униженные и оскорбленные, труждающиеся и обремененные призываются Господом. "Легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому войти в Царствие Небесное", - сказал Христос. На лествице блаженных заповедей нищета духовная - первая ступенька. Только человек, осознавший, что он сам, собственными силами, не способен достичь блага без Божественного духовного источника, вступает в Церковь! Как только человек уверовал в Бога и захотел стать членом Церкви, он еще не будучи крещеным становится ее членом, и сразу же обретает блаженство благодатной помощи Духа Святого, становится причастен Царства Небесного. Об этом говорит апостол Иоанн Богослов: "верующий в Него не судится"!
"Блаженны плачущие (скорбящие), ибо они утешатся" Обещание блаженства плачущим и скорбящим кажется более понятным. Есть толкователи даже заявляющие, что Христос сам был всегда скорбен и никогда не смеялся. Но это не так - Сам он тут же вскоре говорит: "радуйтесь и веселитесь"! Утешение, как и Царствие Небесное начинается уже здесь в земной воцерковленной жизни - называется такой церковный плач и церковное утешение Таинством Покаяния. Только вступив в Церковь, только осознав себя перед Богом, человек сразу встает перед осознанием своей греховности , перед необходимостью покаяния. Потому вторая ступенька - это ступенька покаяния. Люди должны пройти через покаяние, осознать свои грехи и пороки и отречься от них - Христос обещает, что Господь поможет преодолеть свою греховность, утешит.
"Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю" Человек, обратившийся и утешенный покаянием кроток, тих, умыт слезами. Он готов воспринимать христианское учение. Таково должно быть состояние людей, проходящих катехизацию. Владыка Антоний говорит, что смирение - это состояние земли, готовой принять семя. Этот образ прекрасно подходит для катехумена. По завершении катехизации Таинством Крещения человек нарекается верным и получает доступ ко всем церковным таинствам, главное из которых Таинство Евхаристии - вот в какое наследие уже на земле входят кроткие ученики Христовы.
"Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся" Блаженны верные, не успокоившиеся по фарисейски, что они спасены, участвуя в спасительных церковных таинствах. Алкание и жажда устроения своей и окружающей жизни по Божьей правды, причастия Всеблагому Богу, насыщаются в Евхаристии и христианском служении, называемом "литургией после литургии". Это выражение "алчущий и жаждущий правды" как нельзя лучше описывает горение и пыл неофита.

"Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут" Христианское служение, начатое как стремление служения Божьей правде, жизнь, пронизанная литургическим деланием, незаметно взращивает в человеческом сердце Божественную любовь. Незаметно христианин начинает действовать не по справедливости, а по милости, по любви Христовой, лишенной лицеприятия, изливающейся на добрых и злых.
"Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" Если любовь Божия разгорается в сердце человека, она попаляет корни зла, посеянные в сердце врагом на протяжении всей прошлой жизни человека, всякое терние греха и порока, лукавство, злобу, соблазны - и обретается чистота сердца, на этой ступеньке лествицы блаженств подвижники стяжают видение Фаворского света, зрение Бога уже здесь на земле.
"Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими" Подвижник, узревший Фаворский свет Преображения, не остается в кущах, но возвращается в мир, лежащий во зле. Только такой человек, тайнозритель тайн Божественной Троицы имеет Божественную силу преодолеть ненавистную рознь мира сего, как говорил преподобный Сергий, уподобляясь Самому Христу, Сыну Божию по природе, становясь сыном Божиим по благодати.
"Блаженны изгнанные правды ради, ибо их есть Царство Небесное" Нищие духом получают Царство Небесное, как залог, обращаясь и вступая на Крестный путь. Изгнанные правды ради - это те, кто этот путь прошел и получил мученический терновый венец сораспятия со Христом. Одним даны многие годы, чтобы совершить этот путь, другие, как благоразумный разбойник, или мученики "крещеные кровью" проделали этот крестный пут